Подростковая занятость в России
В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования подростки выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих подростков происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества детей, которые оставили учебу.
При исследовании занятости подростков в первую очередь встает вопрос о её реальных объемах. Официальная статистическая отчетность, как известно, учитывает лишь незначительную часть работающих детей. Поэтому, определяя масштабы занятости подростков в возрасте 14-17 лет, приходится полагаться на социологические обследования, проводя оценочные расчеты. Проведенные исследования дают основание оценить уровень подростковой занятости приблизительно в 25% от их общей численности, что говорит о масштабности явления для современной России. При этом большая часть детей занимается мелким бизнесом, уличной торговлей, оказывает услуги по строительству, ремонту, уборке, участвуют в сельскохозяйственных работах.
На первое место среди мотивов поиска подростками работы выходит "необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материального положения семьи". За последнее время доля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза и достигла 50%. В то же время существенно снизилась роль таких причин занятости подростков, как "работа для удовлетворения личных потребностей" (желания "иметь карманные деньги и покупать дорогие вещи") с 55,6% до 38,4%; "стремление самоутвердиться" с 19,5% до 11,6%.
Получило распространение в последние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабатывают.
Страна обрела проблемы, с которыми мировое сообщество ведет борьбу в течение многих лет и победить их непросто, что и говорит об актуальности
данной темы.
- Подростки как объект социальной работы. Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
- Методы перевоспитания трудных подростков.
- Подростковая занятость в России. Организация подростковой занятости.
- Социально-трудовая адаптация и профориентация подростков.
- Заключение
Похожие статьи:
Информационное неравенство современного общества
Социальное неравенство(Social inequality) - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шанс ...
Система социального управления
В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объект управления; цель управления. Субъектами управления выступают индивиды, способные вы ...
Проблемы и перспективы постиндустриального общества. Проблемы цивилизации
Обычно западные социологи говорят о формировании основ постиндустриального общества как о процессе, начавшемся в конце 1950-х годов и поступательно развертывающемся по сей день. Между тем становление новой социальной реальности, с точки зр ...