Сущность феноменологической теории
Феноменологическая социология берет свое начало от немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Ее сегодняшнее основание заложено Альфредом Шюцем. Но он оставил лишь несколько систематических статей и многочисленные наброски. Шюц был еврейского происхождения и эмигрировал в 1938 г. в США. Своим авторитетом там он почти исключительно обязан своему учению, в котором он оспаривает основное положение Вебера о понимании смысла, а также философский прагматизм Уильяма Джеймса и социальную психологию Джорджа Герберта Мида. Его метод рассматривать феномены, как они формируются и используются людьми, привлек учеников, которые позднее сами создали интерпретативную социологию[1]. Его главными учениками были, без сомнения, Питер Л. Бергер, Томас Лукманн и Гарольд Гарфинкель.
Феноменологическая социология образует, согласно Шюцу, вторую линию развития новейшей истории качественного исследования, наряду с первой линией, идущей от немецкой романтики через Дильтея и Зиммеля до Чикагской школы социологии.
Если выразить притязания феноменологического метода в одной фразе, то можно сказать: они направлены на исследование повседневного жизненного мира, который люди создали и интерпретируют своими действиями. Одновременно я покажу, что эта вторая линия развития также отличается от романтического мышления Бергер и Лукманн являются родоначальниками феноменологической социологии знания. Она стала чем-то вроде базисной теории о том, что единой реальности нет, а есть много реальностей, и что за феноменами стоят структурные контексты, совершенно не осознанные действующими лицами.
Таким образом, цель данного реферата – раскрыть сущность феноменологической теории. Задачи данной работы заключаются в том, чтобы:
· Рассмотреть феноменологические концепции таких социологов, как: Эдмунда Гуссерля, Альфреда Шюца, Питера Бергера и Томаса Лукманна.
· Выделить основные черты данных концепций.
· Изучить учебный материал и научные труды по данной теме.
· Сделать вывод о проделанной работе.
- Социологические воззрения Э. Гуссерля
- Феноменология А. Шюца
- Типизации
- Идеализации
- Социальная структура жизненного мира
- Временная и смысловая структура действия
- П. Бергер и Т. Лукман о феноменологической теории общества
- Заключение
Похожие статьи:
Технологическая культура
В основе технологической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н. Стефановым: «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать» . Как отмечалось выше, на ...
Ролевой конфликт
Помимо социальных конфликтов, о которых было много сказано выше, мне бы хотелось рассказать и о ролевом конфликте, который может послужить развитию личностного конфликта. Мертон дает ему следующее определение: «Ситуация, связанная с необхо ...
П. Бергер и Т. Лукман о феноменологической теории общества
Предположения Шюца о конституировании и конструировании мира и о естественной установке на жизненный мир продолжили его ученики Питер Л. Бергер и Томас Лукманн. Теория П. Бергера и Т. Лукмана относится к социологии знания. Термин социологи ...