Основы знаний об обществе
Страница 5

Информация » Основы знаний об обществе

Формационный и цивилизационный подходы дополняют друг друга, позволяя представить исторический процесс развития общества с различных точек зрения. Формационный подход сложился в рамках революционного направления, главным тезисом которого является утверждение, что общество переходит с одной стадии развития на другую в результате социальной революции. Технические изменения, происходящие в обществе приходят в противоречие с устаревшими общественными (производственными) отношениями. Разрешить этот конфликт можно лишь с помощью революции.

Цивилизационный подход развивался в рамках другого научного течения - эволюционизма. Общество переходит от одной стадии развития к другой длительным эволюционным путем, постепенно накапливая изменения во всех сферах жизни общества и прежде всего в сознании и мировоззрении людей. Качественный переход на следующую, более высокую ступень развития возможен лишь тогда, когда люди будут внутренне готовы к переменам, будут хотеть этих перемен, когда новое станет привычной деталью их повседневной жизни.

"Мыслители прошлого об обществе". Античные мыслители об обществе

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как возникает общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии, каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества.

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология. Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим, обеспечивалась духовная связь поколений. В древних мифах о происхождении мира и людей часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом - Богом, великим колдуном и т.д.) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды или из яйца…).

Наряду с мифологией и религией свои ответы на вечные вопросы происхождения мира и людей искала и возникшая позднее философия. Большой вклад в развитие представлений о происхождении общества внесли философы античности. Давайте рассмотрим более подробно представления об обществе двух древнегреческих мыслителей - Платона и Аристотеля.

"Идеальное государство Платона".

Платон Афинский, настоящее имя Аристокл, родился в Афинах 27 мая 427 года до н.э. Платон сначала был поэтом, а позже под влиянием Сократа стал одним из самых выдающихся философов античности, много путешествовал. Умер в 347 году.

Вопросам устройства общества посвятил два своих произведения: "Закон" и "Государство".

Государство, по Платону, возникает потому, что человек сам не может обеспечить удовлетворение своих потребностей. Для этого ему необходимо государство. Платон, в духе того времени, не делал различия между обществом и государством. Согласно Платону, государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача - воспитание граждан в духе добродетели. Политическая цель государства - совершенный человек идеального государства.

Идеальное государство возникает как общество трех неравных между собой социальных групп:

Правители (философы), которые управляют государством и определяют законодательство. Это люди с разумной душой. В своих поступках руководствуются только логикой, разумом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии. Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения. Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основным ...

Свобода и необходимость
Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей. Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости ...

Возникновение молодежной субкультуры в России
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феномено ...