Основы знаний об обществеСтраница 7
Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как "общественного существа", в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения людей, но государство поставил над всем. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека.
Общество Аристотель понимает как развитую семью, состоящую из трех общественный классов:
Очень богатые
Средний класс
Очень бедные
Государством не должны управлять очень богатые, так как, по мнению Аристотеля, это богатство они нажили нечестным путем, а значит не достойны быть во главе государства. Кроме того, все помыслы богатых будут направлены не на достижение общего блага, а на сохранение и приумножения своего богатства.
Очень бедные также не должны управлять государством, так как из-за своей лени и нерадивости не смогли обеспечить себе нормальную жизнь. Следовательно, обретя власть, бедные будут в первую очередь так же заботиться о себе, наслаждаясь привилегиями своего положения и расходуя на свои нужды общественное богатство, но не приумножая его.
Для благополучия государства особую важность представляют средние слои. Это люди, которые честным трудом достигли жизненного благополучия, они трудолюбивы и понимают, что их благополучие зависит от состояния дел в государстве. Поэтому средние слои будут стремиться улучшить жизнь в государстве, им есть чего добиваться и есть, что терять. А значит их политика будет достаточно разумной.
Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечивает максимально счастливую жизнь как можно большему количеству людей. Такое государство он называет "политией" - формой государственного устройства, при которой власть принадлежит среднему классу, то есть мелким собственникам, торговцам, ремесленникам, чиновникам.
Понятия "общество" и "государство" Аристотель отождествлял. Он определял государство как политическое общество людей, которые объединяются для общего блага. Основными задачами государства, по мнению Аристотеля, должны быть:
предотвращение чрезмерного накопления имущества,
чрезмерного роста политической власти личности,
удержание рабов в повиновении.
Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, они - рабы по природе и могут лишь подчиняться воле других.
Таким образом, подробно рассмотрев теории древнегреческих мыслителей, можно сделать вывод о том, что они отстаивали в своих взглядах идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладает широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.
Представления об обществе в эпоху Средневековья
В Средние века в Европе большую роль играла католическая церковь. В связи с этим большинство наук развивалось в русле богословия, и все явления в мире объяснялись проявлением божественной воли. Среди ученых-теологов особого внимания заслуживают Аврелий Августин и Фома Аквинский, которые оказали значительное влияние на формирование основных положений католичества.
Похожие статьи:
Социально- экономическая сущность безработицы. Основные
понятия и характеристики безработицы
Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безрабо ...
Статусные привилегии студента
Студент как человек определённого возраста и как личность может характеризоваться с трёх сторон: 1. с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. 2. с социальной, в которой ...
Основные выводы.
Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корз ...