Наркотическая зависимость.Страница 2
Использование наркотика довольно быстро приводит к тому, что человек теряет способность испытывать приятные ощущения, вызванные «нормальными » причинами, наркотики становятся для него важным источником удовольствия. А это значит, что и жить он постепенно начинает по иным правилам: на первом месте наркотики, на втором…
тоже наркотики, а уж потом родные, любимый человек, успех, деньги и так далее.
Что же получается? Наркотики не способны подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что у человека действительно удачно идёт жизнь, происходит что-то важное и приятное, а оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции.
Стоит же такая иллюзия весьма дорого – платить придется обязательно и в самой ценной «валюте»: здоровьем, внешностью, успехом.
Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной заражённости молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств, того, кто использует наркотики.
Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он ещё имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделятся», « не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз пробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, оно не способен сориентироваться в ней.
Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной зараженности у молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств того, кто использует наркотики.
Первый
этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опасности наркотиков, он попадает под влияние окружающих, подчиняется внешнему давлению. И упреки взрослых в легкомыслии здесь неправомерны. В непривычной обстановке оказывать сопротивление, отстаивать свою позицию оказывается гораздо сложнее (в особенности это касается младших подростков, у которых только формируется внутренний локус контроля). Получается, что первое знакомство с наркотиками многих молодых людей могло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке - обучению навыкам поведения в опасной ситуации.
Чаще всего при первом использовании одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает. О причинах этого говорилось выше. Школьники обычно утверждают, что «ничего не ощущали»,
затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений («кружилась голова», «повело в сторону») или утверждают, что ощущения были неприятные: «тошнило», «болела голова»).
Первая проба, как правило, не приводит к реальным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы несовершеннолетнего. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. В этот период взрослый, общаясь с молодым человеком, может апеллировать к традиционно значимым факторам - страху наказания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.
Похожие статьи:
Опыт информатизации и перспективные идеи
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим ...
Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и
профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
По результатам исследования видно, что воспитанники детского дома считают, что они достаточно подготовлены: · к самостоятельному решению бытовых проблем; · к взаимодействию, общению с различными людьми; · к организации своего досуга; · к з ...
Основные
концепции изучения и измерения бедности.
Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности (а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной
, основанной на формальном соответствии доходов установле ...