Наркотическая зависимость.
Страница 4

Информация » Наркомания - социальная проблема » Наркотическая зависимость.

На третьем этапе снижается сила и «приятность»

эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влия­ет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столь­ко ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Чаще всего только на этом этапе взрос­лые начинают догадываться о том, что «с ребенком что-то неладное». Дело в том, что у использующего наркотики возникают «необъяснимые», С точки зрения стороннего наблюдателя, колебания настро­ения, не всегда понятны мотивы его поведения.

Изменения эмоциональной, волевой, нравствен­ной сфер оказываются значительными. Несовершен­нолетний может еще признавать вред наркотизации, однако выдвигает целый ряд доводов «за» одурма­нивание. Крайне неохотно идет на контакт

с

теми людьми, которые так или иначе пытаются помешать

его наркотизации. Меняется характер взаимоотно­шений с родителями, одноклассниками, прежние ув­лечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происхо­дит использование наркотиков.

На этом этапе молодой человек уже нуждается в специальной работе с психологом и медиком. Зада­ча педагога заключается в том, чтобы выявить нуждающегося в помощи подростка и организовать его реабилитацию (помочь связаться со службами помощи, убедить своего подопечного и его родите­лей в необходимости медико-психологической реа­билитaции).

Четвертый этап. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов аб­стиненции, или :ломки, мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества. Вот как описывает это состояние один из боль­ных подростков: «Боль нечеловеческая . Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни ко­сти сплющивают, другие суставы выворачивают, тре­тьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума». Чтобы снять ломку, наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград. Хорошо и нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что спо­собствует ей.

Чем обусловлены столь жестокие переживания?

Дело в том, что в отсутствие наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов, повышается настолько, что наркоман на­чинает ощущать движение кишечника, напряжение мышц, возникает чувство «переворачивания внут­ренностей». Громкий звук, яркий свет начинают бук­вально бить по нервам. Один из прошедших эти кру­ги ада говорит: «Если

бы с

ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана».

Педагог самостоятельно не в состоянии помочь несовершеннолетнему со сформированной физиче­ской зависимостью. Собственно говоря, и шанс столк­нуться с таким школьником у педагога не так высок, поскольку крайне редко страдающие физичес­кой зависимостью подростки продолжают посещать школу. Одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы. Несовершеннолетние наркоманы должны пройти курс медицинской реа­билитации в условиях больницы. Однако в последу­ющем после возвращения к нормальной жизни роль педагога окажется для них чрезвычайно значимой. Доброжелательный, компетентный взрослый сможет обеспечить ребенку в школе условия для успешной социопсихологической реабилитации, поможет уста­новить контакты с одноклассниками и другими учи­телями.

Вышеприведенный сценарий развития событий справедлив в отношении не только наркотиков, но и всех остальных наркогенных веществ. Специфич­ность

же

главным образом будет выражена интен­сивностью эйфорических ощущений, скоростью раз­вития привыкания, силой психической и физической зависимости (так, кайф от выкуренной сигареты бу­дет отличаться от ощущений, вызванных ЛСД; да­же одно использование героина может вызвать при­выкание, тогда как при применении алкоголя этот процесс длится значительно медленнее, и т. п.).

К сожалению, мало кто из школьников, только начинающих свое знакомство с дурманом, догады­вается о коварстве наркотических веществ и поэто­му не может оценить реально грозящую ему опас­ность. Задача взрослого, находящегося рядом, помочь увидеть за розово-голубыми одеждами эйфо­рических ощущений черный призрак болезни.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Социализация личности подростка. Сущность процесса социализации
Социологи утверждают, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX века. Однако историки считают, что существование определённых молодёжных групп можно проследить, по крайн ...

Особенности технологий социального управления в различных сферах жизнедеятельности
Что касается видов социальных технологий, то они различаются между собой тем, в каких сферах общественной жизни они реализуются — в экономической, социальной, политической или духовной. Что касается экономики, то усилия социальной технолог ...

Генетическая социология Михаила Грушевского
Видный общественный деятель и ученый М.С. Грушевский (1866–1934) является лидером институциализированной социологии в Украине. Он широко известен как историк, этнолог, фольклорист, политический деятель и, наконец, как первый президент Укра ...