Наркотическая зависимость.
Страница 4

Информация » Наркомания - социальная проблема » Наркотическая зависимость.

На третьем этапе снижается сила и «приятность»

эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влия­ет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столь­ко ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Чаще всего только на этом этапе взрос­лые начинают догадываться о том, что «с ребенком что-то неладное». Дело в том, что у использующего наркотики возникают «необъяснимые», С точки зрения стороннего наблюдателя, колебания настро­ения, не всегда понятны мотивы его поведения.

Изменения эмоциональной, волевой, нравствен­ной сфер оказываются значительными. Несовершен­нолетний может еще признавать вред наркотизации, однако выдвигает целый ряд доводов «за» одурма­нивание. Крайне неохотно идет на контакт

с

теми людьми, которые так или иначе пытаются помешать

его наркотизации. Меняется характер взаимоотно­шений с родителями, одноклассниками, прежние ув­лечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происхо­дит использование наркотиков.

На этом этапе молодой человек уже нуждается в специальной работе с психологом и медиком. Зада­ча педагога заключается в том, чтобы выявить нуждающегося в помощи подростка и организовать его реабилитацию (помочь связаться со службами помощи, убедить своего подопечного и его родите­лей в необходимости медико-психологической реа­билитaции).

Четвертый этап. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов аб­стиненции, или :ломки, мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества. Вот как описывает это состояние один из боль­ных подростков: «Боль нечеловеческая . Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни ко­сти сплющивают, другие суставы выворачивают, тре­тьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума». Чтобы снять ломку, наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград. Хорошо и нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что спо­собствует ей.

Чем обусловлены столь жестокие переживания?

Дело в том, что в отсутствие наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов, повышается настолько, что наркоман на­чинает ощущать движение кишечника, напряжение мышц, возникает чувство «переворачивания внут­ренностей». Громкий звук, яркий свет начинают бук­вально бить по нервам. Один из прошедших эти кру­ги ада говорит: «Если

бы с

ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана».

Педагог самостоятельно не в состоянии помочь несовершеннолетнему со сформированной физиче­ской зависимостью. Собственно говоря, и шанс столк­нуться с таким школьником у педагога не так высок, поскольку крайне редко страдающие физичес­кой зависимостью подростки продолжают посещать школу. Одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы. Несовершеннолетние наркоманы должны пройти курс медицинской реа­билитации в условиях больницы. Однако в последу­ющем после возвращения к нормальной жизни роль педагога окажется для них чрезвычайно значимой. Доброжелательный, компетентный взрослый сможет обеспечить ребенку в школе условия для успешной социопсихологической реабилитации, поможет уста­новить контакты с одноклассниками и другими учи­телями.

Вышеприведенный сценарий развития событий справедлив в отношении не только наркотиков, но и всех остальных наркогенных веществ. Специфич­ность

же

главным образом будет выражена интен­сивностью эйфорических ощущений, скоростью раз­вития привыкания, силой психической и физической зависимости (так, кайф от выкуренной сигареты бу­дет отличаться от ощущений, вызванных ЛСД; да­же одно использование героина может вызвать при­выкание, тогда как при применении алкоголя этот процесс длится значительно медленнее, и т. п.).

К сожалению, мало кто из школьников, только начинающих свое знакомство с дурманом, догады­вается о коварстве наркотических веществ и поэто­му не может оценить реально грозящую ему опас­ность. Задача взрослого, находящегося рядом, помочь увидеть за розово-голубыми одеждами эйфо­рических ощущений черный призрак болезни.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Проблема, объект, предмет, цели и задачи, понятия в исследовании
Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсами. Проблемы, попадающие в сферу внимания на ...

Главные составляющие культуры личности
Мир культуры ─ это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи ─ всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точк ...

Социальная защита трудящихся
Особая значимость придается определению социальной защиты трудящихся. Под социальной защитой трудящихся понимается система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособным граж ...