Описание результатов исследования
Страница 1

Информация » Социальное положение и роль в группе » Описание результатов исследования

Методика социометрического измерения проводилась следующим образом. Участникам эксперимента для начала было предложено в правом верхнем углу социометрической карточки написать код, то есть фамилию, имя, отчество (инициалы). Изначально был сделан акцент на том, что это необходимо для того, чтобы можно было обработать полученные данные. Социометрическая процедура проводилась в параметрической форме. Это значит, что испытуемым предложили выбрать строго фиксированное число из всех членов группы, а именно сделать 3 выбора. Для этого было необходимо ответить на поставленный вопрос: «Кого бы вы хотели выбрать своим непосредственным начальником?» При этом сделать только 3 выбора, от наиболее вероятного до наименее вероятного, указывая фамилию, имя, отчество (инициалы выбранного). Когда социометрические карточки заполнены и собраны, автор приступил к их первичной обработке. С помощью исходного массива данных была построена социоматрица.

В результате социометрического измерения были выявлены следующие особенности. В организации «Незабудка», из сделанных 9 выборов – 4 взаимовыбора. А в организации «АлРосс», из сделанных 8 выборов – 2 взаимовыборов. В результате полученных данных можно сделать вывод о том, что в первой организации взаимовыборов больше, чем во второй. На основе полученных данных был определен социометрический статус членов коллектива (лидеры, популярные, менее популярные, отвергаемые).

Оценка психологической атмосферы проходила по инструкции. Испытуемым был представлен опросный бланк.

Опросный бланк 1 2 3 4 5 6 7 8

1) Дружелюбие * Враждебность

2) Согласие * Несогласие

3) Удовлетворенность * Неудовлетворенность

4) Продуктивность * Непродуктивность

5) Теплота * Холодность

6) Сотрудничество * Несогласованность

7) Взаимоподдержка * Недоброжелательность

8) Увлеченность * Равнодушие

9) Занимательность * Скука

10) Успешность * Безуспешность

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых испытуемым предлагалось описать психологическую атмосферу в коллективе, с задачей обратить внимание на то, что чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поставят знак *, тем более выражен этот признак в их коллективе. Для начала я определила, как оценивает психологическую атмосферу в своем коллективе каждый участник эксперимента, то есть индивидуально.

Далее определила среднее арифметическое значение, которое позволило выявить различие психологической атмосферы в разных коллективах. Затем для полной характеристики на основании индивидуальных профилей был создан средний профиль. Диагностика организации «АлРосс»:

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Дружелюбие Враждебность

2 Согласие Несогласие

3 Удовлетворенность Неудовлетворенность

4 Продуктивность Непродуктивность

5 Теплота Холодность

6 Сотрудничество Несогласованность

7 Взаимоподдержка Недоброжелательность

8 Увлеченность Равнодушие

9 Занимательность Скука

10 Успешность Безуспешность

Фрагмент семантического профиля в коллективе для организации «Незабудка» 1 2 3 4 5 6 7 8 :

1 Дружелюбие Враждебность

2 Согласие Несогласие

2 Удовлетворенность Неудовлетворенность

4 Продуктивность Непродуктивность

5 Теплота Холодность

6 Сотрудничество Несогласованность

7 Взаимоподдержка Недоброжелательность

8 Увлеченность Равнодушие

9 Занимательность Скука

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Субъективная школа в русской социологии. Лавров Петр Лаврович как главный представитель субъективной школы
Социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это – продукт практического творчества мысл ...

Психологические характеристики студентов
Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушае ...

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и реальная платежеспособность населения
У России, пожалуй, две вечные проблемы: продовольственная и жилищная. Даже такое мощное централизованное государство, как Советский Союз, не могло справиться с ними. Все обещания, которые давались по этому поводу (и в Программе Коммунистич ...