Проблемы социального сиротства в современной России
Страница 3

Всего этого лишены дети, оставшиеся вне семьи.

Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – выпускников детских домов и школ-интернатов – обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни:

· отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстранённое отношение к ним, неумение общаться затрудняют установление контактов даже с противоположным полом;

· неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития не позволяют выйти за пределы привычного круга общения, а в нём проще найти сексуального партнёра, чем спутника жизни;

· у многих детдомовцев слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;

· эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них часто ломают уже сложившиеся семьи;

· низкая самооценка, неуверенность в себе[65,c.38].

Кроме того, в этот ответственный момент жизни молодые люди не имеют дружеской поддержки, со стороны родственников – ни моральной, ни материальной, ни практической помощи.

Жизнь ребёнка в условиях учреждения интернатного типа, ограниченных социальных влияний обуславливаете появление особого психологического состояния – психической депривации, подробно описанное чехословацкими психологами Й. Лангеймером и З. Матейчеком. Это состояние возникает у человека в особых жизненных ситуациях, когда ему не предоставляется возможность удовлетворять некоторые жизненно-важные психические потребности в течение длительного времени[37,c.42].

Дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, испытывают различные виды депривации: эмоциональную, социальную, личностную и другие.

Личностная депривация возникает в результате отсутствия условий «для полноценного существования специфических для данной категории детей условий среды и факторов воспитания, содействующих формированию негативных личностных качеств и образований, влияющих на способность создать и сохранить свою семью»[65,c.17]. По данным В.С. Мухиной ребёнок, растущий в условиях интернатного учреждения, «не осваивает навыки продуктивного общения». Его контакты поверхностны, нервозны, поспешны, он домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и понимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отсутствие навыков общения и эмоциональной экспрессии переживаемых чувств приводит к тому, что в семейной жизни между супругами нет близкой эмоциональной связи, обмена своими переживаниями и чувствами, нет умения общаться с родителями и другими родственниками своего супруга, нет умения налаживать необходимые для семейной жизни контакты с ними.

Условия жизни детей-сирот на полном государственном обеспечении формируют иждивенческую позицию по отношению ко всем окружающим, приводят к отсутствию бережливости и ответственности. Такая иждивенческая позиция порождает у выпускников детских домов и интернатов иждивенческое отношение к своему супругу, безразличие к собственным детям[65,c.21].

Социально-культурная депривация возникает при отсутствии условий для общекультурного развития в области семейных представлений и отношений.

Воспитанники детских домов и школ-интернатов поздно знакомятся со своими братьями, сёстрами, не имеют возможности полноценно с ними общаться.

Многие дети-сироты не имеют представления о том, что такое гармоничная семья, они обладают негативным опытом пребывания в семье. Воспоминания о родителях или родственников в большинстве своём тягостны и нерадостны[44, с.27].

Негативный опыт жизни в семье, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Часто ребёнок переносит модель воспитания его родителями на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребёнку-сироте позитивно смотреть в будущее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Методология – это учение о методах; система методов, приводящие к обоснованию теории. Методология – теория, опрокинутая на практику, т.е. теория с помощью которой проверяются другие теории. Методология исследования экономических и политиче ...

Основы знаний об обществе
"Основы знаний об обществе". Понятие общества. Исторический процесс Что такое общество? На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научны ...

Проблемы молодых семей.
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за соб ...