Проблемы социального сиротства в современной России
Страница 3

Всего этого лишены дети, оставшиеся вне семьи.

Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – выпускников детских домов и школ-интернатов – обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни:

· отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстранённое отношение к ним, неумение общаться затрудняют установление контактов даже с противоположным полом;

· неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития не позволяют выйти за пределы привычного круга общения, а в нём проще найти сексуального партнёра, чем спутника жизни;

· у многих детдомовцев слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;

· эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них часто ломают уже сложившиеся семьи;

· низкая самооценка, неуверенность в себе[65,c.38].

Кроме того, в этот ответственный момент жизни молодые люди не имеют дружеской поддержки, со стороны родственников – ни моральной, ни материальной, ни практической помощи.

Жизнь ребёнка в условиях учреждения интернатного типа, ограниченных социальных влияний обуславливаете появление особого психологического состояния – психической депривации, подробно описанное чехословацкими психологами Й. Лангеймером и З. Матейчеком. Это состояние возникает у человека в особых жизненных ситуациях, когда ему не предоставляется возможность удовлетворять некоторые жизненно-важные психические потребности в течение длительного времени[37,c.42].

Дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, испытывают различные виды депривации: эмоциональную, социальную, личностную и другие.

Личностная депривация возникает в результате отсутствия условий «для полноценного существования специфических для данной категории детей условий среды и факторов воспитания, содействующих формированию негативных личностных качеств и образований, влияющих на способность создать и сохранить свою семью»[65,c.17]. По данным В.С. Мухиной ребёнок, растущий в условиях интернатного учреждения, «не осваивает навыки продуктивного общения». Его контакты поверхностны, нервозны, поспешны, он домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и понимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отсутствие навыков общения и эмоциональной экспрессии переживаемых чувств приводит к тому, что в семейной жизни между супругами нет близкой эмоциональной связи, обмена своими переживаниями и чувствами, нет умения общаться с родителями и другими родственниками своего супруга, нет умения налаживать необходимые для семейной жизни контакты с ними.

Условия жизни детей-сирот на полном государственном обеспечении формируют иждивенческую позицию по отношению ко всем окружающим, приводят к отсутствию бережливости и ответственности. Такая иждивенческая позиция порождает у выпускников детских домов и интернатов иждивенческое отношение к своему супругу, безразличие к собственным детям[65,c.21].

Социально-культурная депривация возникает при отсутствии условий для общекультурного развития в области семейных представлений и отношений.

Воспитанники детских домов и школ-интернатов поздно знакомятся со своими братьями, сёстрами, не имеют возможности полноценно с ними общаться.

Многие дети-сироты не имеют представления о том, что такое гармоничная семья, они обладают негативным опытом пребывания в семье. Воспоминания о родителях или родственников в большинстве своём тягостны и нерадостны[44, с.27].

Негативный опыт жизни в семье, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Часто ребёнок переносит модель воспитания его родителями на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребёнку-сироте позитивно смотреть в будущее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности
Непосредственное управление досугом расценивается как вмешательство и посягательство на свободу личности и противоречит самой] сущности свободного времени. Антоним термина «свобода» - «принуждение», т.е. деятельность под воздействием внешн ...

Неформальная организация
В отличие от формальной неформальная социальная организация — это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организац ...

Совершенствование пенсионного обеспечения
В сфере пенсионного обеспечения и автоматизированной обработки информации стоят следующие задачи: · организация контроля за правильным назначением и целевым расходованием средств на выплату государственных пенсий совместно с региональным о ...