Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

Информация » Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

В современных перестроечных условиях вопрос о реформировании казахстанской пенитенциарной системы и уточнения содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Это обусловлено, в частности, состоянием социальной дезорганизации, в котором оказалось Казахстанское общество, и необходимостью решения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарного, масштабы и значимость которого выросли в последнее десятилетие.

Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели – перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Определены международные требования к обращению с заключёнными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955 г.), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы (1987 г.) и др.

В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1,2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключёнными дают перечисление обязательного штаба работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне – учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи – стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус – это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всём комплексе уголовно-исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:

поддержка и укрепление социально полезных связей с семьёй;

поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

защита гражданских интересов осужденных;

защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Представление об условиях, в которые попадает осужденный, даёт основание социальному работнику оценить и использовать как ресурс в оказании содействия процессу перевоспитания, а точнее – определению адекватных стратегий поведения и форм жизни в условиях неволи. От того, в каких условиях осужденный отбывает наказание, зависит его правовое положение и объём предоставляемой ему помощи.

Исполнительные колонии общего режима предназначены для отбывания наказания лицами, впервые осужденными за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а так же лицами, совершившими преступление по неосторожности. В колониях общего режима, предназначенных для отбывания наказания женщинами, содержаться также судимые неоднократно.

Условия отбывания наказания в колониях рассматриваются как обычные, облегчённые и строгие. Так осужденные, находящиеся в обычных условиях в колониях особого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается ежемесячно расходовать деньги на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года, получать посылки и бандероли.

Главное отличие строгих условий заключения в колониях общего режима в том, что осужденные находятся в запираемых помещениях. У них существенно ограничены возможности общения и связи с родными. Замкнутый мир формирует свои, противоречащие воспитательным мерам, доминанты воздействия на личность в виде субкультуры осужденных.

Со строгих условий на обычные осужденные переводятся при отсутствии взысканий за нарушение режима пребывания в колонии. Подобный процесс перевода в другие, более благоприятные, имеет и обратную траекторию, когда осужденные признаются злостными нарушителями режима.

Несмотря на различие режима, на всех ступенях исполнения наказания действует система воспитательных воздействий. На протяжении истории пенитенциарной системы сложились проверенные временем условия для перевоспитания, в той или иной мере влияющие на положение заключённого: это возможность получить образование, профессию, приобщиться к духовным, в том числе религиозным, ценностям, взаимодействия с общественными благотворительными организациями и т. д.

Повсеместно происходит нарушение прав и свобод, заключенных со стороны персонала Исправительно-трудовых учреждений (далееИТУ). Действующая пенитенциарная основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших законы становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.

Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных «социальных» болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в ИТУ увеличился в шесть раз.

Проблема исследования

Профессия “социальный работник” в Казахстане является новой, порядка десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб.

На сегодняшний день в Казахстане в пенитенциарных учреждениях должности «социальный работник» - нет.

Общение заключённых с внешним миром очень ограниченно.

Тема исследования:

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан.

Объектом исследования: пенитенциарная система республики Казахстан

Предмет исследования: организуемая деятельность социального работника в пенитенциарной системе

Цель исследования.

Раскрыть основные проблемы пенитенциарной системы республики Казахстан.

Определить статус социального работника в пенитенциарной системе.

Научная гипотеза

Если в пенитенциарную систему республики Казахстан ввести должность социального работника, то это приведёт к более эффективному достижению цели, которая стоит перед работой пенитенциарной системы.

рассмотреть “слагаемые” профессионального мастерства социального работника;

определить функции и должностные обязанности социального работника в работе с осужденными;

подчеркнуть значение социального работника в работе с осужденными;

выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе

Источники и теоретические идеи

Методологическую основу нашей курсовой работы составляют следующие труды: «Психология социальной работы» учебник под общей редакцией М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). Информационный бюллетень уполномоченного по правам человека в республике Казахстан. Выпуск №3 (9), 2007 год. Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными от 30 августа 1955 года

Изучение уголовно исполнительного кодекса Республики Казахстан, изучение информации об отчетах уполномоченного по правам человека, телефонная беседа с осужденными Учреждения АК 159/18 Карагандинской области, изучение специальной литературы.

Этапы исследования

Теоретический этап – общая характеристика пенитенциарной системы в Казахстане;

Практический этап – исследование особенностей работы социального работника в пенитенциарной системе на примере учреждения АК 159/18 Карагандинской области;

Аналитико-рекомендательный этап – предложение мероприятий по совершенствованию работы социального работника в пенитенциарной системе.

Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практике социального работника в работе по улучшению работы пенитенциарной системы.


Похожие статьи:

Домашнее хозяйство и труд женщины
Обособленность домашнего хозяйства, как правило, формирует индивидуалистические стремления и способствует формированию эгоизма отдельных членов семьи, поскольку бытовые хлопоты в основном ложатся на плечи женщины. Домашнее хозяйство объект ...

Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Важным аспектом в регулировании социально – экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественн ...

Описание Теории социального обмена
Теория социального обмена (или социальная теория действий), наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хомaнс (1910-1989) и Питер Блaу (р. 1918), в противоположность структурному функционализму, исходит из примата человека, а ...