Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью
Страница 2

Информация » Социально-педагогическая работа с безработными гражданами » Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью

При разработке содержания профессиональной ориентации надо исходить из понимания профориентации как составной части учебно-воспитательного процесса, в котором успешно решаются ее задачи: расширение профессионального опыта учащихся, формирование у них мотивов выбора и оказание им помощи в трудный момент самоопределения. Профессиональная ориентация в школе включает следующие компоненты:

I. Формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

1. Ознакомление учащихся с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация) и формирование у них мотивов выбора.

2. Организация практической деятельности в соответствии с особенностями учащихся, с требованиями выбираемой профессии (профессиональная активизация).

II. Консультационная помощь учителей при самоопределении учащихся.

1. Изучение личности учащихся.

2. Управление мотивацией выбора профессий.

III. Работа учителей с учащимися,

1. Проверка успехов учащихся в выбранной профессии.

2, Оказание помощи учащимся при поступлении их в профессиональные учебные заведения,

Профессиональную ориентацию можно разделить на фазы. соответствующие развитию школьника, причем они обусловлены не только целями ориентации, к которым объективно стремится школа, но и динамикой профессиональной ориентации самого школьника.

Профориентацию можно начинать в детском саду или в I—XII классах, когда у детей возникает интерес к видам деятельности. В более старших классах профориентация формирует мотивы выбора, интерес и склонности к конкретным областям деятельности, которые могут стать будущей профессией школьника. Когда профессия выбрана учащимся и внимание его направлено на усвоение специальности, школа помогает ему успешно адаптироваться в новой деятельности. Таким образом, в старших классах ориентация становится более действенной и значимой, приобретает яркие функции в определенные периоды развития, которым соответствуют следующие фазы:

1) подготовительная:

2) формирующая:

3) направляющая;

4) закрепляющая.

Подготовительная фаза начинается в детском саду и продолжается до VI класса. В этот период школа выполняет главную задачу - изучает учащихся, прививает им интерес и любовь к труду.

Формирующая фаза охватывает период жизни школьника, когда возникает актуальный интерес к выбору профессии (VII-VIII, ГХ-Х1 классы). Школа посредством специальных мероприятий прививает учащимся мотивы выбора таких специальностей и профессий, в которых особенно нуждается народное хозяйство и культура данного региона.

Направляющая фаза охватывает учащихся VII и XI классов. В этот период продолжается формирование мотивов выбора профессии у учащихся, которые еще сомневаются в выборе профессии.

Закрепляющая фаза охватывает период после выбора учащимися профессии. Ее цель продолжение формирования профессиональных интересов, создание условий для реализации выбора, адаптации на работе или в профессиональной школе. Выполнение этих задач контролируют работники профессиональных школ и организаторы производства. [30-с. 98-102].

Специалисту, занимающемуся профориентацией, необходимо четко усвоить целый ряд психолого-педагогических понятий.

Под интересом понимается избирательное. эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду трудовой деятельности.

Склонность - расположение личности к той или иной трудовой деятельности. В отличие от интереса склонность предполагает не только активное и эмоционально окрашенное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним.

Способность - совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной трудовой деятельности.

Профессиональные интересы, склонности, способности находятся в динамическом единстве, взаимно поддерживают и подкрепляют друг друга.

Профессиональное намерение это стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор.

Профессиональная направленность личности это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое ими избирательное отношение действительности, влияющее на его деятельность.

За последние годы определились принципы профессиональной ориентации школьников:

Принцип сознательности. Сознательность предопределяет хорошее знание профессии: что должен знать и уметь по данной профессии, какие она предъявляет психофизиологические требования к нему, каковы условия труда, как оплачивается труд этой профессии, где можно получить это профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда, каковы жилищно-бытовые условия и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии. Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения. Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основным ...

Социологическая теория Э. Дюркгейма
Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложн ...

Место социологии досуга среди социологических наук
Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного пове ...