Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью
Страница 3

Информация » Социально-педагогическая работа с безработными гражданами » Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью

При этом молодому человеку желательно осуществить "пробу11 своих сил в области избираемой профессии, просмотреть ее в "действии", почитать соответствующую литературу и сориентироваться, сможет ли он избрать это профессию на долгие годы.

Принцип самостоятельности. В процессе профориентации предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся. следует совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию. Педагогическое руководство и контроль должны занимать свое место. однако окончательное право в выборе профессии остается за школьником.

Принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояние здоровья. Наше государство каждому гарантирует равный и свободный выбор профессии с учетом интересов общества.

По мнению Н.Н. Захарова и Н.Н. Чистякова, соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии. Правильный выбор профессии - необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями. Правильный выбор профессии обеспечивает и целый ряд производственных результатов: быстрое овладение профессией, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т.п. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мере частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям - к увеличению времени ученичества и трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний и производственных травм и т.д. [13-с. 79-84].

В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.

Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.: анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах. семье и т.д.; анкетирование; беседу-интервью; метод обобщения независимых характеристик; статистический метод; аппаратурный метод; тестовый метод; педагогический эксперимент.

Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов. склонностей, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

Воспитательный аспект необходимо активно реализовывать и в тех случаях, когда избираемые учащимися профессии не предъявляют повышенных требований к человеку. В таком случае необходимо разработать мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития им любви к избранной профессии.

Такие исследователи как Г.А. Буянова, С.С. Мартынова, Н.И. Калугин и др. указывают на то, что на профориентационное самоопределение учащихся положительно внимание оказывает изучение с ними факультативных курсов, соответствующих их профессиональными интересами.

В процессе ориентации учащихся на рабочие профессии школам необходимо держать тесную связь с учебными заведениями системы профессионально-технического образования. Совместные усилия общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ в деле организации профессиональной ориентации учащихся на рабочие профессии могут дать большой эффект. В этом плане заслуживают внимания такие формы работы:

1. Беседы со школьниками о значении профессии, которым обучают профессионально-технические училища.

2. "Экскурсии школьников в профтехучилища и на их базовые предприятия с целью ознакомления с различными рабочими профессиями.

3. Показ кинофильмов о жизни и учебе воспитанников профтехучилищ.

4. Оборудование в школах выставок и стендов, раскрывающих содержание учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах и подготовку молодых рабочих разных профессий.

5. Организация вечеров-встреч с учащимися профтехучилищ.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Основные проблемы, стоящие перед женским движением России
Прежде всего, необходимо реализовать основные требования Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А это означает: ¨ права женщин должны быть неотъемлемой составной частью прав человека; ¨ обретение жен ...

Информационные ресурсы
Ресурс - запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в Словаре русского языка С.И.Ожегова. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько видов ресурсов, ставших ...

Свобода и необходимость
Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей. Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости ...