Национальная и государственная безопасность
Страница 3

Информация » Природа и модели международной безопасности » Национальная и государственная безопасность

Действующая "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", утвержденная в 2000 году, представляет собой систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней однозначно определено, что "под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации". Из этого определения следует, что нация России, или русская нация – это все граждане Российской Федерации, каким бы этносам они не принадлежали или какую бы этническую историю не имели. На этом определении русской нации зиждется единение Российской Федерации, из него исходят важнейшие принципы государственной политики, это определение русской нации – краеугольный камень государственного строительства.

Генезис нации и развитие государства взаимозависимы, эти процессы созидают надэтническую культуру и политическую жизнь нации, они порождают национальные ценности и интересы, которые, в свою очередь, определяют соответствующую концепцию национальной безопасности.

Решающую роль в формировании и обеспечении национальной безопасности играют национальные ценности, национальные интересы и национальные цели.

Национальные ценности сводят к трем основным блокам: процветанию народа, защите и обустройство территории проживания, сохранению и развитие национальной культуры.

Национальные интересы сводят к трем группам: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы.

К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования людей, общества и государства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации.

Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.

К третьей группе относятся интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и т.д.

Границы между группами интересов условны и подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус жизненно важных и наоборот.

Следует заметить, что широта, размытость и нефункциональность понятия "национальные интересы" затрудняет оперирование им.

Непонятно, чьи интересы имеются в виду, как их определять и кем они должны определяться. Очевидно, что ответы на них невозможно дать, не рассматривая структуру общества, государство, классы, страты и конфликты между ними, при этом вероятность, что будет получен ответ действительно соответствующий такому единству как нация, равен нулю. Но в любом случае национальными интересами будут названы те интересы, которые определены в соответствии с представлениями людей находящихся во власти.

Именно на этапе формулирования национальных интересов существует наибольшая опасность "забыть" о том, что основным объектом и субъектом национальной безопасности является личность.

Проблема формулирования национальных интересов неразрывно связана с проблемой формирования смыслов. Власть принадлежит тем, кто формирует смыслы, которыми оперирует нация. Управление процессами формирования смыслов важнейшая задача политики национальной безопасности, в частности, таких ее разделов как информационная и коммуникативная безопасность.

Реализация так или иначе сформулированных национальных интересов зависит от того, кто их осуществляет, особенно на международной арене, только государство, или также международные корпорации и общественные организации.

Транснациональные и межнациональные компании и банки, равно как и другие значимые общественные факторы типа партий имеют свою внешнюю политику, иногда превосходящую по воздействию на международную среду, официальную политику государства, при этом их интересы скорее корпоративные и интернациональные, они могут и расходиться со сформулированными властной элитой национальными интересами тех стран, где эти организации располагаются.

Национальные интересы по своей сути субъективны, поскольку формулируются людьми. Это чрезвычайно важный момент, поскольку если считать, что властная элита может сформулировать действительные национальные интересы, то концепция национальной безопасности вырождается в неоправдавшую себя концепцию государственной безопасности. В том-то и дело, что субъектами национальной безопасности являются в первую очередь личность, потом общество, и только потом государство. Концепция национальной безопасности подразумевает развитое, влиятельное гражданское общество. Только при сильном гражданском обществе в демократическом государстве, реализующем либертарно-юридическую концепцию права и государства, личность, общество и государство не будут уподобляться лебедю, раку и щуке из известной басни Крылова. Если гражданское общество не развито, то совершенно непонятно, как сформулировать и реализовать именно национальную, а не государственную безопасность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи: