Национальная и государственная безопасность
Страница 2

Информация » Природа и модели международной безопасности » Национальная и государственная безопасность

Система государственной безопасности и система национальной безопасности, имея противоположно ориентированные приоритеты, работают параллельно каждая в своей области компетенции, не подменяя и не мешая друг другу, а, наоборот, усиливая, если имеют единый высший координирующий их работу центр управления, возглавляемый политическим руководством государства. Система безопасности должна быть подотчетна политикам, а политики подотчетны народу через механизм выборов.

Система национальной безопасности сложная и многоуровневая, ее образует целый ряд подсистем, каждая из которых имеет свою собственную структуру, основой этой системы является личность, она является основным объектом и субъектом системы.

Теоретической целью политики национальной безопасности является создание наилучших возможных условий для свободного поиска, обретения и реализации смысла жизни каждым человеком, что является и оптимальным состоянием общества и государства. К сожалению, практические цели политики национальной безопасности еще далеки от теоретической, как в России, так и в США, и в большинстве государств. Ближе всех к реализации теоретической цели политики национальной безопасности Канада, Дания и Япония.

Мысль о том, что каждая личность обладает совершенным достоинством и абсолютной ценностью, и поэтому для нее неестественно быть средством осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага, очень древняя. Личность – это не средство достижения целей, поставленных обществом, государством, правительством, а сама цель. Но эта мысль с большим трудом воплощается в жизнь, даже будучи уже наконец зафиксированной в политологии национальной безопасности.

В политологии государственной безопасности личность рассматривается как средство для достижения целей, поставленных руководством государства.

Безопасность общества складывается как совокупная характеристика безопасности каждой личности.

Безопасность государства связана, прежде всего, с сохранением конституционного строя, обеспечением суверенитета и территориальной целостности. Но это следует рассматривать опять же через призму защиты личности. Государство со всеми его атрибутами, институтами и органами должно служить интересам каждого человека. Поэтому, если какие-то части и институты государства перестают служить интересам человека, то должен существовать конституционный механизм, позволяющий внести коррективы в государственное устройство.

Вместе с тем следует отметить, что система национальной безопасности должна включать соблюдение баланса интересов каждой личности, общества и государства и их взаимную ответственность за обеспечение безопасности. Сложность этой задачи связана, помимо прочего, с тем, что личность, общество и государство рассматриваются в политологии национальной безопасности и как объекты безопасности, и как субъекты ее обеспечения, но при этом нет пока ясности в специфике модусов их объектного и субъектного сосуществования.

Юная отечественная политология национальной безопасности еще пока только ищет свои пути развития, а в мировой политологии уже возникают новые, более перспективные концепции безопасности. В частности, ООН много внимания уделяет концепции "human security", которая еще более центрирована на личности, на создании для нее наилучших возможных условий для свободного поиска, обретения и реализации смысла жизни. У нас, к сожалению, еще даже нет общепризнанного перевода этого термина. Один из предложенных вариантов перевода термина "human security" – "личностная безопасность". Возможно, неплохим вариантом будет, по аналогии с общепринятым термином "преступление против человечности", переводить "human security" как "безопасность для человечности".

Анализом причин обращения политологов к понятию "human security" и рассмотрением возможностей его практического применения в политике внутренней безопасности, в исследовании внешнеполитического процесса, международных ситуаций и глобальной безопасности обязательно займемся в ближайших статьях, но пока вернемся к политологии национальной безопасности.

Национальная безопасность – это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам как внутренними, так и внешними.

Национальная безопасность поддерживается на определенном уровне системой обеспечения национальной безопасности – организационной системой сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи национальной безопасности.

В России термин "национальная безопасность" был впервые официально использован в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" 1995 года, а его определение дано в первом Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию "О национальной безопасности" 1996 года. В этом документе сказано: "Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и реальная платежеспособность населения
У России, пожалуй, две вечные проблемы: продовольственная и жилищная. Даже такое мощное централизованное государство, как Советский Союз, не могло справиться с ними. Все обещания, которые давались по этому поводу (и в Программе Коммунистич ...

Игроки
На следующем стенде представлен иркутский клуб ролевых игр. Раньше их называли в народе толкиенистами, но в действительности их деятельность не ограничивается произведениями одного автора. Людей, занимающихся ролевыми играми называют ролев ...

Что такое процесс информатизации общества
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все большей степени начинает зависеть от их информативности и способности эффектно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем принять какие-то действия необходимо про ...