Национальная и государственная безопасность
Страница 5

Информация » Природа и модели международной безопасности » Национальная и государственная безопасность

1. политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей),

2. военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия),

3. экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады),

4. социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков),

5. экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны).

Для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость.

Между безопасностью и стабильностью существует прямая зависимость. Чем стабильнее система, тем выше уровень ее безопасности. Следовательно, стабильность выступает одним из показателей, характеризующих степень безопасности системы. Поэтому национальная безопасность во многом зависит от стабильности общества, от стабильности экономических, политических, социальных, военных и других отношений.

Система национальной безопасности должна обладать свойством предвидения, способностью своевременно принимать превентивные меры для предотвращения возникающих угроз. Кроме того, она должна быть сопряжена с глобальной и региональными системами безопасности, с системами безопасности других стран.

Методологически схема выработки концепции национальной безопасности предполагает несколько последовательных операций: определяются национальные интересы, затем реальные и потенциальные угрозы этим интересам, и только потом формулируется политика предотвращения или нейтрализации угроз, т.е. политика национальной безопасности.

Национальные интересы одной страны должны отвечать национальным интересам других государств. Это значит, что в процессе формулирования целей и поиска путей их достижения в политике национальной безопасности необходимо придерживаться:

1. признания за другими права определять, что именно отвечает их интересам,

2. сдержанности в утверждении собственных национальных интересов относительно интересов других,

3. отказа от попыток представить собственную трактовку национальных интересов в виде нормы,

4. готовности к восприятию альтернативных доктрин национальных интересов и политики национальной безопасности.

К сожалению, все названные требования, будучи весьма привлекательными с моральной точки зрения, настолько широки и размыты, что вряд ли могут служить основой для политологии национальной и международной безопасности.

Тем не менее, высшие интересы мирового сообщества, прежде всего выживание человеческой цивилизации, предполагают безусловную необходимость формирования системы международной безопасности.

Интересы нации определяют национальные цели, цель – это интерес, побуждающий действовать. Цель воплощается в категории "деятельность", которая в свою очередь описывается цепочкой терминов – "действие", "влияние", "взаимодействие", "объем отношений", "активность". Политика национальной безопасности – это сознательная деятельность, направленная на достижение целей в соответствии с национальными интересами.

Национальная безопасность – это категория политики, обозначающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений.

Предпочтительность той или иной формы международной безопасности для каждой конкретной страны зависит от ее национальных интересов. Поскольку интересы разных держав чаще всего неодинаковы, то они оказываются источниками опасности, т.е. напряженности, конфликтов и войн на мировой арене.

Структура международных отношений и содержание системы международной безопасности взаимосвязаны: содержание системы международной безопасности определяет тот, кто доминирует в геостратегическом пространстве международных отношений.

Геостратегическая структура международных отношений определяется через категорию "центра силы". Центр силы – это субъект, имеющий возможность подчинить деятельность других субъектов или акторов международных отношений в соответствии с собственными национальными интересами. В зависимости от сферы распространения такого контроля центр силы может быть локальным, региональным или глобальным. Гегемония – это сила, направленная на подчинение всех акторов международной политики, на реализацию интересов гегемона.

Геоэкономическая структура мира определяется экономическим потенциалом государств, который принято оценивать через индикатор, равный отношению внутреннего национального продукта к внутреннему валовому продукту (ВНП/ВВП). Принято считать, что в геоэкономическом пространстве, глобальный или региональный полюс означает субъект, отличающийся от других субъектов превосходством своего экономического потенциала над экономическим потенциалом ближайшего к нему по потенциалу государства, как минимум, в 2 раза.

При всей переменчивости внутренней и внешней политики государств их экономический и военный рост можно с достаточной уверенностью прогнозировать на 10 – 15 лет вперед, поскольку на относительно длительных отрезках времени эти два направления развития тесно взаимосвязаны и вместе обусловливают внешнеполитическую роль отдельных стран и их союзов. Прогностическое исследование, которое велось в последние годы в Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), показывает, что в настоящий момент доля США в мировом ВВП составляет примерно 21%, Европейского союза – тоже 21%, Японии – около 8%, Китая – около 7%, Российской Федерации – 1.7%. По прогнозу на 2015 г. положение России в этой иерархии принципиально не изменится: предполагается, что США вместе с Канадой и Мексикой будут обладать примерно 19% мирового ВВП, Европейский союз – 16%, Китай обгонит Японию, его доля достигнет 10%, доля Японии – примерно 7%. Выйдут на авансцену новые группы государств, такие, как страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа, скорее всего, они будут иметь 7%, и известные азиатско-тихоокеанские "тигры" – Южная Корея и Тайвань, чья доля в совокупности может составить около 5%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Национальная и государственная безопасность
Термин "национальная безопасность" впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновыва ...

Социальные последствия молодежной безработицы
Последствия безработицы как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно, она имеет и негативное и позитивное значение. Отношение к безработице с течением времени менялось. В начале ХХ века ее рассматривали как « ...

Применение прикладной социологии. Прикладная социология и менеджмент
При­кладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это п ...