Основы знаний об обществе
Страница 70

Информация » Основы знаний об обществе

Правила (нормы) - регулируют жизнь людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Вспомните, какую роль играют нормы в жизни общества и какие виды норм вы знаете?

Культура в обществе выполняет определенные функции:

Человекотворческая функция (воспитательная) - основная цель культуры состоит в формировании и воспитании того или иного типа личности. Все остальные функции подчинены ей.

Созидательная функция - культура общества отражается в результатах человеческой деятельности. Предметы культуры (как духовной, так и материальной) - это результат труда и творчества человека.

Познавательная функция - через культуру новое поколение приобщается к ценностям общества, познает окружающий мир и воплощает свои взгляды и представления о мире в предметах культуры.

Информативная функция - культура передает накопленный опыт, знания о прошлом и настоящем. Историки и археологи воссоздают события прошлого, образ жизни и системы ценностей ушедших народов на основе анализа памятников их культуры - архитектуры, живописи, литературы, культуры захоронений, предметов домашнего обихода и т.д.

Коммуникативная функция - культурному (образованному и воспитанному) человеку легче найти общий язык с представителями других культур, легче приспособиться к окружающей среде. Культура предоставляет нам готовые модели поведения в различных ситуациях, облегчая нам общение и помогая избежать конфликтов и недоразумений (например, деловой этикет, правила ведения дискуссии, различные обряды и ритуалы).

Формы культуры

В большинстве европейских обществ к началу ХХ веку сложились две формы культуры:

Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, которая создавалась и потреблялась аристократическими кругами общества - элитой.

Народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы, - создавалась народными массами, простыми людьми.

Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, прессы) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Для того, чтобы удовлетворить потребности максимально большего числа людей культурный стандарт занижается, при этом упор делается на удовлетворение низших потребностей. Современная массовая культура наполнена "произведениями" с низким художественным уровнем, примитивного содержания (например, "мыльные оперы", эстрадная музыка).

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется "субкультурой" (молодежная культура, культура казачества). Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Именно ценности субкультуры воздействуют на индивида в первую очередь. Термин "субкультура" не означает, что та или иная группа выступает против доминирующей культуры в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится с неодобрением или недоверием к некоторым субкультурам. Людям свойственно отрицать то, что им непонятно, что не соответствует их представлениям о жизни, нормах поведения. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к весьма уважаемым в обществе субкультурам врачей или военных.

Страницы: 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75


Похожие статьи:

Государственное регулирование и управление миграцией населения
Миграция населения в условиях неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России в конце 20 века, является одним из наиболее актуальных демографических процессов. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прир ...

Типы вопросов
Специальные методические исследования показывают, что формулировка вопроса имеет решающее значение для качества данных. Вопросы и предлагаемые подсказки (альтернативы ответов) должны быть ясными, недвусмысленными и удобочитаемые. По характ ...

Внутренняя структура территориальной организации населения
Население (народонаселение) — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части (стране, группе стран и т. п.). Изучение населения представляет собой важн ...